Хороший печатник — миф или реальность?

19.08.2007 @ 17:54

Типография по сути своей есть производство. И как любое производство состоит из разных этапов. Все они важны, но процесс печати считается наиболее важным среди них. Печать — это то, что составляет лицо типографии. Вы можете изготовить прекрасную книгу, придумать изумительный дизайн, необычный переплет, выдержать формат до микронов, но некачественная печать поставит на этом всем жирный крест. А процесс печати обеспечивают люди. Современное оборудование не будет работать само, да и в разных руках будет показывать различные результаты. Именно поэтому печатники в типографии составляют своеобразную касту. Они получают самую большую зарплату (среди рабочих, разумеется), им прощают некоторые вещи, да и в случае увольнения с ними ведут самые долгие беседы. Директор типографии знает — найти переплетчицу, резчика или фальцовщика гораздо проще, чем печатника. А значит, и отпускать так просто нельзя. К сожалению, бывают случаи, когда дело доходит до откровенных угроз. Почему так происходит? Почему столько внимания к обычным рабочим? Ответ прост — они являются специалистами. И чем более глубоки знания специалиста, тем боле он ценен. Пожалуй, более глубокие знания нужны только механику, но они и более узкие.

Что составляет печатника как специалиста? Обычно при приеме на работу первый, а порой и единственный, вопрос — это опыт работы. Считается, чем опытнее печатник, тем он лучше. Довольно спорное суждение, хотя бы потому, что в таких случаях самыми лучшими были печатники, которые печатали еще высокой печатью советские газеты. Что еще? Знание различных машин. Несомненно, это большой плюс, если только это знание не заработано в течение 3-х месяцев. Пришел, немного поработал, и уже все знаю. Образование, разряды и возраст, как правило, роли не играют.

Попробуем составить портрет хорошего печатника. Какие требования к нему предъявляются? Их можно разделить на два вида — общечеловеческие и профессиональные. Первое требование — он должен быть непьющим. То есть не совсем трезвенником (хотя и это не возбраняется), а чтобы он после первой получки пришел на работу. А не пропал на неделю. И что бы концу смены его не пришлось выносить под руки из цеха. А во что можно превратить ночную смену при отсутствии начальства вообще лучше не упоминать. И это требование довольно серьезное по двум причинам. Первая — человек работает с дорогостоящими материалами, и брак практически не исправим. Вторая — риск получить травму в нетрезвом состоянии увеличивается в несколько раз. А травмы, как правило, тяжелые. И никому не хочется нести ответственность за пьяного "дурака". К сожалению, пьянство среди печатников — весьма распространенное явление. Причем видна странная зависимость — чем выше возраст (и опыт соответственно), тем чаще эта самая зависимость проявляет себя. Кстати, слышал от одного старого печатника (пьющего много и часто), что они таким образом токсины из организма выводят. Производство-то вредное.

Чистоплотность — гарантия того, что, подойдя к машине, Вы не упадете в обморок, увидев во что еще превратили все за смену. И банка с краской не будет стоять намертво приклеенная к столу. Да и шпатель не будет весить, как двуручный меч, из-за слоев засохшей краски. А из увлажняющего корыта не нужно извлекать вчерашние окурки.

Спокойствие — как ни странно тоже очень нужная вещь. Представьте ситуацию. Срочный тираж, качество должно быть на высоте, заказчик звонит каждые полчаса. Вы отдаете его в печать… И тут бумага не идет в машину. Не может печатник настроить самонаклад и все тут. В таком случае листы, лежащие на полу это самое малое, что может быть. Полеты ключей и баклажек через весь цех явление весьма частое. Как и сам печатник, бьющийся головой об стену и извергающий проклятия. Так что человек сохраняющий спокойствие все сделает быстрее и проще. Спокойствие и еще раз спокойствие.

Пунктуальность — тут все просто. Подразумевает под собой появление на работу вовремя, как и уход с нее.

Трудолюбие — сугубо индивидуальная вещь. Естественно, что начальству нравится работник, который останется на ночь отпечатать срочный тираж больше, чем тот который уйдет, аргументировав это тем, что он свое время уже отработал. Хотя злоупотреблять трудолюбием не стоит. Ситуации в которых нужно отпечатать срочный тираж естественны, но когда они случаются регулярно это не нормально. Это либо неумение планировать рабочий поток, либо просто нежелание укомплектовать машину дополнительной бригадой.

Итак, профессиональные требования. Они весьма обширны, хотя кажется, что работа печатника несложная. Ну что сложного? Совместить кресты, отрегулировать краскопередачу и сиди следи за качеством. На самом деле все гораздо сложнее. Печатник обязан одновременно контролировать до десяти параметров и следить, чтобы они не превышали допустимых значений. И чем проще оборудование, тем сложнее эта работа. Под контролем должно быть: подача увлажняющего раствора, краски, соответствие красочности шкалам, отсутствие на листе марашек, дырок, царапин, затяжек и другого брака, подача противоотмарывающего порошка и так далее и тому подобное. В случае одно- и двухкрасочных машин добавляется совмещение по крестам. Ну а при многокрасочности все проблемы умножаются на пять, шесть и т.д. раз. Если работа происходит на достаточно современном оборудовании, то знание компьютера (а в идеале и иностранного языка) обязательное требование так же, как и умение работать с денситометром. Многие привыкли работать по старинке и новшества воспринимают с трудом.

Качество печати становится все более и более жестким. Прошли времена, когда заказчик оставался доволен качеством в любом случае. Нынешние заказчики рассматривают тираж чуть ли не с 12-ти кратной лупой. Конечно, практически в каждом тираже есть какое-либо отклонение от идеала, но с этим мирятся. А вот откровенный брак заберут вряд ли. Типографий много, конкуренция обширная и заказчик просто найдет себе другую типографию.

Хорошего печатника стараются вырастить у себя на производстве. Так поступает большая часть типографий. Приходит человек, становится помощником и через некоторое время печатником. Время зависит от сложности оборудования, опыта работы, требований к качеству. Часто на машине работают несколько поколений или просто родственники. Такой подход имеет и плюсы и минусы. С одной стороны Вы получаете человека хорошо знающего техпроцесс на вашем производстве, но с другой в полиграфию увеличился приток людей случайных и неумелых. Во времена СССР полиграфических предприятий было не так много, и печатники работали на одних предприятиях, имели разряд, являющийся показателем их мастерства. Сейчас же на разряды никто не смотрит. Более того, 80% хороших печатников имеют дипломы кого угодно, но только не полиграфистов.

Собственно говоря, дефицит кадров обоснован отсутствием в Украине учебных заведений, где готовили бы КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ специалистов. Есть Львовская академия печати, появилось много вузов, которые, открыв кафедры, громко назвали их полиграфическими, но ни материалов, ни преподавательского состава, ни производственной базы не имеющие. И есть полиграфические училища, которые готовят конкретно печатников и переплетчиков. И если с переплетом еще худо-бедно справляются, то печатникам рассказывают темы про высокую печать, учат печатать на ПС, а вершиной всего является демонстрация работы Ромайора с расстояния в два метра. И пока такая ситуации в Украине будет продолжаться, спрос на хорошего печатника (переплетчицу, резчика, ламинаторщика) будет расти.

Так что берегите своих рабочих, растите, стимулируйте и развивайте их стремление к работе.

printmagazine.ru

0



http://pontoprint.com.ua/article.php?story=20070819175439227