Что считать браком в полиграфии?

23.07.2007 @ 11:06

Это один из основных вопросов в полиграфии. Предъявляемые претензии по качеству со стороны клиентов — вещь очень неприятная для типографий. Вдвойне они неприятны, когда работа сделана качественно, но клиент, как известно, «всегда прав».

Брак в полиграфии — дело, к сожалению, привычное. Без него не бывает ни одного тиража. Даже если вы его не видите сейчас и уверены, что всё нормально — он там есть. Его не может не быть. И дело не в типографиях Киева, Харькова или Запорожья. Украины, России или Италии. Не в типографиях больших или маленьких, дорогих или дешёвых. Просто ни одна типография не может гарантировать стопроцентного качества на ста процентах тиражей. А самая высокая цена на печать — отнюдь не гарантия высокого качества. Хотя, конечно, в этом случае шансов, что все будет хорошо — больше. ;)

Какие претензии к типографиям возникают чаще всего? Разумеется, по качеству печати и срокам. Причем под качеством каждый заказчик понимает нечто своё, определяя брак по принципу «нравится – не нравится». Чёткие критерии он, как правило, не использует, а оценка качества основана на визуальном восприятии, субъективна и допускает самое широкое толкование. Не будем забывать, что офсетная печать — это технологический процесс со своими ограничениями, нормативными величинами и допустимыми отклонениями. Параметры качества печати регламентируются нормативными документами (например, ОСТ 29.66-90) и международным стандартом ISO 12647: 2004 «Полиграфические технологии. Управление процессами цветоделения, изготовления проб и тиражных оттисков», но если за рубежом есть зафиксированные в договоре нормы, которым должна соответствовать печатная продукция (например, показатель отклонения от цвета dE), то в украинских и российских типографиях обходятся не только без спектрофотометрии, но и без денситометрии и контрольных шкал.

На сегодняшний день, несмотря на совершенствование полиграфии, конкуренцию среди типографий, нормой качественной печати у нас в стране считается 3-5 % брака. Печать — сложный процесс, в котором важную роль играют бумага, краска, оборудование, условия печати (влажность в печатном цехе, температура и даже время суток), а также, так называемый, человеческий фактор: «не выспавшийся» печатник, «слепой» резчик, «вредный» технолог... Это Украина, где рынок полиграфических услуг еще только формируется.

Естественно, у каждого заказчика и у каждого заказа есть свои требования к качеству. Для листовок, раскладываемых бесплатно по почтовым ящикам, они одни, для каталогов элитных ювелирных изделий — кардинально другие. Для большинства печатной продукции небольшие недостатки не являются принципиальными, жизненно важными, и требования к качеству можно определять, исходя из вида продукции и её предназначения, не нужно требовать невозможного. Хотя и спуска давать тоже не стоит, качество продукции должно быть на определенном уровне.

Ниже перечислены некоторые приблизительные требования и нормы к печати, принятые на сегодняшний день в качественно выпускающих продукцию типографиях:

Как компенсируются бракованные экземпляры? В ГОСТе 18242-72 чётко определено, для какой продукции какой процент недостачи считается допустимым. И, соответственно, либо типография допечатывает тираж, либо заказчику возвращаются деньги пропорционально размеру недостачи. В случае, если заказчику критично определённое количество экземпляров, то ему нужно заказывать и заранее оплачивать больший тираж, включающий в зависимости от сложности его исполнения допустимые нормы на брак.

Что касается сроков — не стоит ждать от типографий астрономических компенсаций и готовности идти на жёсткие временные условия — даже на самом совершенном производстве случаются непредвиденные ситуации. Лучший способ не пострадать от срыва сроков — делать заказ заранее. Но если уж срок сжат, а ущерб при срыве значителен, нужно выбирать типографию, в которой установлено дублирующее оборудование, и заблаговременно поставив типографию в известность, получить от неё недвусмысленные письменные заверения.

Борьба за качество — ежедневный кропотливый труд. Сотрудничество между типографией и заказчиком не всегда безоблачно. Возможно, просто стоит попробовать наладить более плодотворные отношения — ведь отношения "типография – заказчик" всегда двусторонние. А для того чтобы результат сотрудничества был положительным, нужны не только опыт и профессионализм, но и взаимоуважение, способность пойти на компромисс. И тогда обе стороны будут довольны результатом и проработают вместе долгое время.

0



http://pontoprint.com.ua/article.php?story=20070723110622824